Классификация отелей

Что такое отели 5*, 4*, 3*, 2*

Разделение гостиниц и отелей по принципу «звездности» в разных странах существенно отличается, об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в мире используется около 30 различных классификаций гостевых домов. До сих пор не существует единой мировой классификации, обязательной для всех отелей. В конце прошлого века были приняты стандарты гостиниц, которые с того времени и по сегодняшний день носят преимущественно рекомендательный характер. Наибольшая сложность для туристов состоит в том, что они не смогут на 100% определить набор услуг, который предоставляется в двух отелях с одинаковой звездностью. В данной ситуации логичнее ознакомиться с принципами, по которым определяются категории отелей в разных регионах.

Для начала рассмотрим наивысшую (среди доступных простым туристам) категорию:

Отель 5*

Фраза «Пятизвездочный отель» для многих туристов стойко ассоциируется с роскошью и комфортом.

В 5-звездном отеле должно быть не просто комфортно, вы должны ощущать свое богатство и понимать, что живете в роскоши. На самом деле, чем выше цена на проживание в номере 5* отеля, тем роскошнее он должен быть и тем больше услуг должно в нем предоставляться.

Существует даже шутка, что в 5* отеле обслуживающий персонал должен предполагать о ваших желаниях в тот момент, когда они у вас возникли, или даже раньше. На самом деле в каждой шутке есть доля правды, и многие метрдотели по малейшим изменениям мимики гостей иногда определяют ход мыслей, предлагают помощь и вводят в приятный шок посетителей.

Хороший отель 5* начинается перед центральным входом: носильщики в идеально выглаженной форме с фирменной символикой помогут донести или довезти ваши вещи, сопроводят вас к reseption. Даже в часы пик или в сезон у reseption не будет длинной очереди, а в момент регистрации работник расскажет о режиме питания в отеле, посоветует посетить салон красоты, расскажет, где находится бассейн, где спортивный клуб и многое другое.

Да и сам ресепшен в таком отеле выглядит роскошно, располагается по центру огромного холла, а сотрудники владеют минимум 3 международными языками.
Носильщики сопровождают вас до номера, вполне заслуженно получают свои чаевые и оставляют вас наслаждаться шикарным номером.

Номер в пятизвездочном отеле - это просторная комната площадью более 16 кв.м. с новой мебелью, на которой нет и следа потертости.

На кроватях в таких номерах – высокие, удобные матрасы.

Телевизор с видео или DVD проигрывателем, персональный кондиционер, мелкие электроприборы есть, и находятся в исправном состоянии.

Большинство отелей 5 * оборудовано устройствами для выхода в Интернет; в таких отелях есть по меньшей мере один конференц-зал, ресторан, нередко – бассейн или фонтан.

Отель 4*

4-звездочные отели можно назвать наиболее непредсказуемой категорией в классификации отелей. Фактически, в отелях, имеющих такое количество небесных светил возле названия, есть большая часть услуг, но одной или нескольких нет. К примеру, в таких отелях может отсутствовать круглосуточное обслуживание.
В отеле 4* частенько затягивается смена старой мебели, но выглядит она, тем не менее, вполне презентабельно. Бесплатных носильщиков в таких отелях может не быть, а в ванной, вместо полного набора гелей и шампуней вы рискуете обнаружить только мыло.
Девиз 4* - роскоши немного, но ее вполне хватает.

Отель 3*

Уровень комфорта в отелях 3* - вполне сносный, за вполне приемлемую сумму.
Главные требования к отелям 3* - наличие туалета и душа в номере; кроме того, в таких отелях есть свои бары и рестораны.

Отели 1* и 2*

В отелях, где звезды только-только начинают пробиваться на небосклон, а именно 1* и 2*, постояльцы могут рассчитывать на в меру мягкую и теплую постель, сносный ужин и удовлетворительное отношение персонала. В таких отелях, как правило, доступен набор самых необходимых вещей, позволяющих переночевать и набраться сил.

Туалета в номерах двухзвездочных отелей, как правило, не предусмотрено, душевые и санузел находятся на этаже.

Реже всего во всем мире встречаются 1* отели, как правило, их владельцы не афишируют столь незначительное положение в обществе отелей.

Примечательно, что ВТО (всемирная туристическая организация) установила следующие минимальные размеры номеров

2* - от 10 кв.м.

3* - от 12 кв.м.

4* - более 13 кв.м.

5* - не менее 16 кв.м.

Кроме того, в отелях и гостиницах среднего и выше уровней (начиная с 3 звезд), постельное белье должно меняться ежедневно.

Повторим, что стандарты ВТО носят рекомендательный характер, и принятые во многих странах классификации отличаются от установленных. Даже в одной стране гостиницы с одинаковым количеством звезд могут отличаться, поэтому в описании туроператоры часто обозначают их 3*+. Это значит, что в данном отеле есть не только все необходимое для удобного проживания, но и он обладает расширенным количеством услуг по сравнению с обычным трехзвездочным отелем в данной стране.

Нередко владельцы отелей доплачивают экспертам за то, чтобы последние признали их отель более комфортным и добавили звездности. Это, с одной стороны, позволяет привлечь более требовательных и богатых клиентов, но с другой – приводит к повышению налогообложения. Поэтому другие отели не блещут количеством звезд, но пользуются стабильным спросом среди посетителей, которым нравится уровень обслуживания и которые на обращают внимание на звездность.

Мировые системы

Очевидно, что классификация влияет на занятие тем или иным отелем определенной ниши на рынке гостиничных услуг, помогает гостям определиться с выбором, а опытным путешественникам также дает возможность получить представление о минимальном списке услуг, которые оказываются в отеле определенного класса. Для получения статуса в классификации, гостиницы и отели периодически проходят аттестацию, причем проводить ее могут не только национальные, но и международные эксперты. Нередки и случаи использования т.н. «тайных посетителей», которые не афишируют цель своего приезда, и оценивают качество предоставляемых услуг в обычном режиме.
Сегодня при классификации гостиниц используется более 30 различных систем. В разных государствах устанавливаются свои национальные стандарты, которые можно объединить в две основные группы: европейскую и балльную оценку. В основу первой оценки положена французская система, а в основу второй - индийская национальная система (она используется преимущественно в странах Азии и Африки). В наше время наибольшее распространение получили такие системы классификации:
  • система звезд – рассмотренная выше системы классификации; данная система используется в большинстве стран Европы, Китае, России, Египте, Бразилии и некоторых других странах№
  • система корон - распространена в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Комфортность в гостинице с 2 коронами будет примерно равна 1* отелю, с 3 коронами – двухзвездочному и т.д. То есть для сравнения можно использовать систему звезд, прибавляя к их количеству 1 корону и наоборот;
  • система букв - по традиции применяется в Греции, хотя с каждым годом все больше гостиниц рядом с буквой рисуют и звезды. Наиболее комфортные отели тут обозначаются надписью de luxe, а остальные отели имеются такие обозначения:
    • A – аналог 4* отелей и гостиниц
    • B – аналог 3* отелей
    • C – аналог 2* отелей
    • D – аналог 1* отелей

Классификации отелей в разных странах и их условное соответствие "звездам"

Страна Принятая система Условное соответствие "звездам"
Франция ****+ (Grand Deluxe)
****
***+
***
**
*
без звезд
5
4
более дорогой вид 3
3
2
1
только постель и завтрак
Греция,
Черногория
Deluxe
A
B
C
5
4
3
2
Китай "Винные дома" или "туристические гостиницы"
"Дома для гостей"
4-5
2-3
Мальдивские острова Deluxe
Superior
Standart
5
4
3
США, Израиль S.Dlx. (Super Deluxe)
Dlx. (Deluxe)
S.F.C. (Superior First Class)
F.C. (First Class)
S.T.C.(Superior Tourist Class)
T.C. (Tourist Class)
Suite hotel, Guest house
5+
5
4+
4
3+
3